ОАО «Российские космические системы» | Разработка бизнес-процесса хозрасчета
Справка о компании
Численность: более 5000 человек
Объем продукции и услуг в год: более 15 млрд. руб.
Отрасль: научно-производственная деятельность.
ОАО «Российские космические системы» ведет свою историю с 1946 года, когда был создан научно-исследовательский институт 885. В 2009 году ФГУП РНИИКП реорганизовано путем преобразования в открытое акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» (ОАО «Российские космические системы»).
Приоритетные направления деятельности - разработка, производство, испытание, сертификация, реализация, модернизация, послепродажное обслуживание, эксплуатация и утилизация систем, средств и комплексов различного назначения, в том числе глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
Задачи проекта
Руководством предприятия была поставлена задача перед консультантами Группы ПРАУД формализовать бизнес-процесс хозрасчета и доработать его для однозначной фиксации правил и процедур управления хозяйственной деятельностью посредством механизма хозрасчета.
Хозрасчет является базовым принципом системы управления ОАО «Российские космические системы» и обеспечивает материальную заинтересованность в результатах деятельности для руководства научно-производственных подразделений. Хозрасчет подразумевает планирование, учет и контроль показателей в дополнение к традиционным планированию и управленческому учету по проектам.
Исходные данные и используемые инструменты
- Организационно-распорядительная документация и образцы документов процесса Заказчика
- Интервьюирование руководителей подразделений
- Методология IDEF 0
- Программное обеспечение BPWIN
Решение
При реализации проекта консультанты взаимодействовали главным образом с руководством предприятия. Наряду с задачами формализации процесса, стояли задачи доработки конкретных механизмов и процедур, реализующих принципы хозрасчета.
Руководство Заказчика продемонстрировало стремление к результату, что выразилось в сотрудничестве с консультантами, оперативной организации необходимых встреч в необходимом объеме. Обсуждение разработок носило характер конструктивного, открытого диалога. Именно благодаря этому удалось решить задачу в срок 2 месяца.

Результаты
Разработаны:
- Модели процесса хозрасчета в IDEF 0 с необходимым уровнем детализации, при этом определены взаимодействия (входы и выходы) с другой деятельностью.
- Регламенты процесса хозрасчета (подпроцессы: планирование; формирование оборотных средств подразделений; расходование оборотных средств подразделений; анализ финансовых результатов, формирование фондов подразделений).
Эффект:
- Руководство предприятия получило однозначное и наглядное представление всего процесса в целом и его места в деятельности предприятия.
- Были зафиксированы принципы, механизмы, процедуры, взаимодействия и документы которые являются незыблемыми и более простым стало отслеживание их соблюдения и их разъяснение людям.
- Стало возможным процессное совершенствование и более эффективное взаимодействие с подразделениями для оптимизации процесса в их части.
- Предприятие приблизилось к автоматизации процесса хозрасчета.