Раздельный расчет и обоснование себестоимости в 1С:ERP 2.0 с учетом требований 275-ФЗ
Для того, чтобы соответствовать требованиям ФЗ-275, предприятия, работающие по исполнению ГОЗ, должны обеспечить раздельный расчет и обоснование себестоимости в разрезе государственных контрактов. Такой подход требует разделения всех производственных и обеспечивающих операций на предприятии с детализацией до заказа, выполняемого в рамках ГОЗ. Кроме того все затраты предприятия (прямые, косвенные и прочие) также должны быть обосновано отнесены на соответствующие заказы. Реализовать такое разделение можно только с помощью современных учетных систем, таких как 1С:ERP 2.0.
Настройки системы 1С:ERP
Учет материальных расходов в разрезе ГОЗ реализуется в системе 1С:ERP с помощью обособленного обеспечения заказов на производство. Для включения такой возможности в 1С:ERP необходимо в настройках системы установить флаг «Обособленное обеспечение заказов». Это позволит закупать материалы обособленно, под потребности конкретного заказа на производство. В дальнейшем при передаче материалов в производство они будут списаны также под конкретный заказ. А при расчете себестоимости будет взята стоимость именно тех партий, которые закуплены под данный заказ, что полностью соответствует требованиям ФЗ-275.
Особое внимание следует уделить тому факту, что работа по ГОЗ и раздельный учет себестоимости не совместим с такими методами партионного учета как «FIFO» и «LIFO», не говоря уже о «по среднему». ФЗ-275 четко требует учета в себестоимости продукции именно тех партий товаров, которые закупались под конкретный заказ, поэтому любой метод автоматического выбора партий или их усреднения будет нарушением требований законов о ГОЗ.
Для учета прочих расходов в разрезе ГОЗ используется возможность получения финансового результата по направлениям деятельности. Направление деятельности – это аналитика учета затрат управленческого учета в системе 1С:ERP. Для целей учета прочих расходов в системе в разрезе ГОЗ одно направление деятельности должно соответствовать одному ГОЗ.
Такое использование этой аналитики позволяет отнести прочие расходы на конкретный ГОЗ.
Производственный учет в 1С:ERP
Справочник «Ресурсные спецификации»
Настройка непосредственно производственного учета начинается с заполнения «Ресурсных спецификаций», определяющих материальный состав изделий и работы, которые выполняются в процессе их производства. В качестве комплектующих могут выступать как матерbалы, закупаемых у поставщиков, так и полуфабрикаты, для которых в системе создаются собственные ресурсные спецификации. Уровень вложенности ресурсных спецификаций не ограничен, что позволяет создавать спецификации даже для многопередельного производства.
Также в ресурсной спецификации хранится информация о трудозатратах, возникающих при производстве данного изделия. Трудозатраты хранятся в разрезе видов работ. По каждому виду работ задается расценка. В дальнейшем эта информация используется при заполнении данных о трудозатратах в маршрутных листах производства и позволяет накапливать информацию о понесенных трудозатратах в рамках выполнения конкретного заказа.
Отражение производственных операций в 1С:ERP
Реализацию процесса производства в 1С:ERP можно представить в виде последовательности документов, которая начинается с «Заказа клиента», на основании которого создается «Заказ на производство». По заказам на производство, имеющимся в системе, производится оперативное планирование производства. По результатам планирования создаются маршрутные листы производства, которые привязываются к конкретным «Заказам на производство». По каждому маршрутному листу осуществляется передача материалов в производство. Далее создается документ «Выпуск продукции», который также привязывается к маршрутному листу. На последнем этапе происходит регистрация косвенных расходов и рассчитывается себестоимость.
Заказ на производство
При создании документа «Заказ на производство» автоматически формируется спецификация заказа на производство, которая по умолчанию заполняется на основании данных из ресурсной спецификации изделия. Однако в дальнейшем она может быть отредактирована пользователем, для того, чтобы отразить изменения в реальном производственном процессе. В этом же документе фиксируется список материалов и работ, которые будут использованы в процессе производства.
Для обособленного обеспечения потребностей по каждому заказу в спецификации в колонке «Действие» предусмотрена настройка, отвечающая за то, будут ли привязаны к конкретному заказу материалы после закупки.
Если установлено действие «Обеспечивать обособленно», то в дальнейшем закупленные материалы будут привязаны к соответствующему заказу.
Заказ поставщику
Привязка закупаемых материалов к заказу на производство осуществляется через реквизит «Назначение». На рисунке приведен документ «Заказ поставщику», где заполнен реквизит «Назначение» с указанием конкретного заказа на производство, по которому производиться закупка.
После закупки материалов под конкретный заказ они автоматически резервируются под этот заказ и не могут быть списаны на другие заказы. Информация об этом отражается в отчете «Остатки и доступность товаров», в котором в столбце «Резерв» указывается, что есть зарезервированные материалы. В обработке «Состояние обеспечения заказов» видно состояние обеспечения каждого заказа на производство, а также понятно, какой материал под какой заказ зарезервирован.
Корректировка назначения товаров
При необходимости назначение материала может быть скорректировано в том случае, если материал был закуплен под один заказ, а его нужно списать под другой. Согласно разъяснениями контролирующих органов такие операции перенесения запасов между государственными контрактами могут быть признаны разрешенными. Для реализации такой функции в системе используется документ «Корректировка назначения товаров», в котором указывается список номенклатурных позиций, по которым необходимо скорректировать назначение, а также исходное назначение и новое назначение.
Этот же документ может использоваться для отнесения остатков материалов на складах предприятия на момент вступления в силу новой редакции ФЗ-275 на нужды конкретного государственного контракта.
Оперативное планирование производства и формирование маршрутных листов
После того как оформлен «Заказ на производство» с помощью обработки «Формирование графика производства» производится планирование производства. Оно может учитывать различные ограничения, такие как:
- Графики работы
- Мощности рабочих центров
- Возможности параллельной загрузки рабочих центров и т.д.
Результатом работы с графиком производства становится документ «Маршрутный лист», который формируется на каждый этап производства и заполняется по данным «Заказа на производства». В «Маршрутном листе» при создании автоматически заполняется информация о выходном изделии или полуфабрикате, который производится по данному маршрутному листу, и о материалах и трудозатратах для данного этапа. Также в маршрутный лист переносится «Назначение», т.е. данные о заказе на производство, по которому производится выпуск и который в свою очередь связан с государственным контрактом.
Передача материалов в производство
По каждому маршрутному листу в дальнейшем осуществляется передача материалов в производство. При этом реквизит «Назначение» табличной части этого документа также сохраняет информацию о государственном контракте, по которому выполняются данные работы. Это позволяет отнести трудозатраты и материалы на конкретный ГОЗ в соответствии с требованиями ФЗ-275.
Выпуск продукции
После обеспечения производства материалами происходит выпуск продукции. Выпуск регистрируется в системе с помощью документа «Выпуск продукции», который формируется на основании «Маршрутного листа».
Учет косвенных расходов в разрезе ГОЗ
Согласно требованиям 275-ФЗ косвенные расходы также должны учитываться в разрезе ГОЗ, т.е. должны быть распределены на ГОЗы с использование какой-либо базы распределения, например, пропорционально расходам на оплату труда.
Распределение косвенных расходов в системе 1С:ERP можно настроить в справочнике «Статьи расходов» для соответствующей статьи расходов.
1С: ERP 2.2 поддерживает различные виды распределения косвенных расходов. Однако согласно требованиям законодательства такие расходы рекомендовано распределять пропорционально оплате труда основных производственных рабочих.
Для распределения таким способов необходимо в статье расходов указать метод распределения по трудозатратам «Сумма расходов на оплату труда».
Учет прочих расходов в разрезе ГОЗ
Для прочих расходов (не относящихся на себестоимость) в статье расходов указывается вариант распределения - «На направление деятельности», а также выбирается один из заложенных в типовом функционале системы способов распределения расходов, например, «Пропорционально коэффициентам».
Выбор нужных значений коэффициентов позволяет гибко настраивать распределение затрат между контрактами, выполняемыми в рамках ГОЗ и коммерческой деятельностью предприятия.
Расчет себестоимости
Окончательный расчет себестоимости выпущенной продукции, с учетом распределения косвенных затрат, в 1С:ERP 2.0 производится обработкой «Закрытие месяца». При этом система пересчитывает все финансовые документы и документы товародвижения и закрывает их на редактирование, чтобы в дальнейшем не допустить их несанкционированного изменения.
Отчеты по финансовому результату
После расчета себестоимости, полученные результаты можно проанализировать в отчете «Финансовые результаты».
По столбцам отчета выводятся направления деятельности – в нашем случае это идентификаторы ГОЗ, а по строкам – статьи доходов /расходов. Также в отчете будет отражен текущий финансовый результат, т.е. прибыль или убыток по каждому направлению деятельности (идентификатору государственного контракта).
В отчете «Себестоимость выпущенной продукции» можно увидеть структуру себестоимости, т.е. все расходы, которые были включены в себестоимость выпуска. Информация в отчет в зависимости от настроек отчета может быть выведена с требуемой детализацией.
Производственный учет и корректный расчет себестоимости в соответствии с требованиями законодательства о Государственном Оборонном Заказе является сложным процессом, реализовать который можно только с использованием автоматизированных управляющих систем класса ERP. Наша компания имеет большой опыт автоматизации и постановки таких процессов на предприятиях ОПК. Мы всегда готовы помочь вам в этом процессе и ответить на все возникающие у вас вопросы.
Володченко Анна / 24 июня 2016 г.