Управленческий консалтинг
и автоматизация
pra.ru
+7(495)539-36-90
+7(812)329-40-04

Железняк Денис Александрович

Начальник отдела разработки, внедрения и сопровождения корпоративных информационных систем ОАО «НИИАС»

ОСТАВИТЬ ВОПРОС
Введите код с картинки:

Интеграция информационных систем управления проектами и финансами в ОАО «НИИАС»

Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО «НИИАС») ведет свою историю с 1956 года, когда было организовано конструкторское бюро Главного управления сигнализации и связи МПС (КБ ЦШ). За время своей более чем пятидесятилетней деятельности научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт выполнил большой объем работ по созданию новых устройств железнодорожной автоматики, телемеханики, а также разработок в области информационных технологий и совершенствованию существующей аппаратуры сигнализации, централизации и блокировки.

Текущая экономическая ситуация ставит перед предприятием новые задачи:

  1. Расширение числа заказчиков.
  2. Освоение новых видов продукции и услуг, внедрение новых научно-технических разработок и передовых технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности.
  3. Повышение заинтересованности персонала в результатах своей деятельности.

Для достижения этих целей руководство института приняло решение о переходе к проектному управлению в работе предприятия. Такой подход должен повысить эффективность выполнения проектных работ, которые составляют основу экономической деятельности компании.

Согласно мировому опыту только 40% проектов, которые реализуются компаниями, заканчиваются успешно. Остальные – или зависают, или завершаются в неполном объеме или проваливаются совсем. На успешность проекта влияют три фактора:

  1. Команда проекта
  2. Методология ведения проекта
  3. Информационная среда проекта

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и оперативность управления проектами было принято решение о разработке единой информационной системы предприятия, которая бы объединяла в  себе мощные инструменты «Microsoft Project» с системой управления предприятием на базе 1С. Этот подход нашел свое отражение в «Стратегии развития ОАО «НИИАС» до 2020 года». Тактику реализации информационно-управляющей системы предприятия  определила «Концепция системы проектного управления инвестиционными и научно-техническими работами ОАО «НИИАС», 2015 года» и «Проект Положения о проектном управлении в ОАО «НИИАС».

В качестве технологической платформы для реализации системы была выбрана платформа  «Microsoft Project Server», дополненная «SharePoint Portal» и системой корпоративных коммуникации на базе «Skype for Business». Учетные вопросы и вопросы документооборота решаются на базе «1С: Документооборот» и «1С: Бухгалтерия» к которой добавлен блок управленческого учета собственной разработки (в перспективе планируется переход на систему 1С:ERP).  Нашими давними партнерами по внедрению систем на базе 1С стали специалисты Аудиторско-консалтинговой группы ПРАУД, которые своим опытом помогли нам решить много непростых задач.  

Схема систем

Наибольшие сложности вызвал вопрос интеграции данных между указанными системами, которые использовались параллельно. В результате объединения информационных потоков удалось в системе управления проектами получать данные о наличии ресурсов из управленческой системы на базе 1С. Графики исполнения и финансовые результаты проектов стали синхронизироваться в единой информационной среде. Оперативная информация о платежах, подписанных договорах поступает из системы «1С:Документооборот» сразу в «Microsoft Project».

По итогам реализации новой информационной системы время информирования руководителей подразделения о состоянии проектов сократилось с нескольких дней до нескольких минут, что существенно повысило качество управления проектами.

Механизмы интеграции данных

Интеграция с 1С была реализована через WEB-сервисы, которые были разработаны собственными силами с использованием протоколов SOAP (Simple Object Access Protocol). Данный протокол позволяет с небольшими трудозатратами обеспечить обмен достаточно сложными структурами данных и реализовать всю необходимую для интеграции функциональность. Со стороны «Microsoft Project»  для синхронизации использовали PSI (Project Server Interface) с помощью web-сервисов Custom.Net ASMX/WCF. Особенностью работы с этим интерфейсом стала необходимость использования подключаемой библиотеки, которая предоставляет типы и классы данных, необходимые для работы с объектами «Project Server». Подключить данную библиотеку к среде 1С оказалось невозможным. 

Было разработано несколько способов обхода этой проблемы:     

  1. Использование связи напрямую между web-сервисами «1С» и «Microsoft Project Server» без использования библиотеки обмена данными. Но такой способ имеет ограничение на режим доступа данных – они открываются только в режиме «чтение», что не позволяет осуществлять в них запись и серьезно ограничивает функциональность интеграции. Этим способом была реализована интеграция с системой «1С: Документооборот», которая работает следующим образом: получаемые данные анализируются с использованием  бизнес-логики с определением измененных событий, которые произошли в проектах. На основании этих результатов система «1С: Документооборот» инициирует запуск поручений ответственным сотрудникам, которые связаны с подготовкой и движением документов. Например, при завершении определенных задач ответственные сотрудники обязаны сдать в архив некоторые технические детали тех этапов, которые были завершены. Или сотрудники, отвечающие за экономику, обязаны подготовить финансовые документы, которые должны быть представлены заказчикам в рамках выполнения проектов. Этот вариант не записывает никаких данных в «Microsoft Project», поэтому может работать по протоколу обмена web-сервисов.  
  2. Второй способ, которым можно обойти ограничения «Project Server Interface», это использование дополнительного приложения, которое получает данные из «Project» с использованием необходимой библиотеки, а потом переконвертирует данные в другой формат, который можно передать как в систему 1С, так и обратно. По этой технологии реализован обмен производственными планами. Планы создаются первоначально в системе Microsoft Project, затем попадают в учетную систему и на их базе составляется финансовые планы и бюджеты. Затем, после согласования этих планов и корректировки в финансовых службах, они выгружаются обратно в «Microsoft Project» и составляют базовый сценарий для выполнения проектов.

Обмен данными

Еще один способ обхода ограничений «Project Server», это использование специальной библиотеки, которую можно разработать по технологии создания внешних компонент 1С, либо по технологии COM-сервера. Такую библиотеку можно подключить в среду 1С. Этот способ похож на предыдущий, разница лишь в том, что данные по web-сервису получаются однократно, а затем они конвертируются и передаются в учетной системе внутри ее среды. Это более производительный вариант, проработка его реализации стоит в планах нашей компании.

Еще одним способом является использование «интеграционной шины», например на базе продукта «Microsoft Biztalk Server». Это самое функциональное решение, но, к сожалению, оно является и самым сложным для реализации и самым дорогим. Такое решение позволяет реализовать сложные схемы интеграции, такие как обмен данными с разными приложениями, предварительная обработка данных, конвертация форматов, синхронизация и т.д.

В ОАО «НИИАС» данное решение пока не используется, поскольку такие функциональные задачи не стоят перед данной системой.

Система отчетности

Источником данных для системы отчетности являются системы 1С. С помощью web-сервиса 1С мы формируем интеграционные пакеты для того, чтобы создать промежуточную базу данных, в которой с большой детализацией хранятся финансовые данные из наших систем. Затем эти данные с помощью «SQL Server Reporting Services» транслируются на «SharePoint Portal», на котором руководители могут просматривать полученные данные уже в виде отчетов. «Reporting Services» имеет широкие возможности настройки, которые с помощью фильтров позволяют отображать практически любые необходимые отчеты.

Система отчетности

Для справочных систем, например по контактным данным сотрудников, мы также используем интеграционные пакеты «SQL Server Reporting Services».

После создания таких баз они публикуются в «SharePoint Portal», и все пользователи могут получить к ним доступ в соответствии со своим уровнем допуска.

Планы развития системы

В новой версии «Microsoft Project» будут изменены интеграционные механизмы, и в частности для получения данных будут использоваться rest-сервисы.  «Project Server Interface» будет исключен из этого продукта и его методы будут заменены интерфейсом PSO. Платформа 1С также развивается, в ней уже появились rest-сервисы и поддержка новых форматов. Поэтому при обновлении программных продуктов интеграционные механизмы также будут меняться.

Это позволит ОАО «НИИАС» и дальше развивать информационную систему управления проектами, повышать эффективность работы и сохранять свое конкурентное преимущество на рынке.                     

Примеры реализованных проектов

Внедрение корпоративной информационной системы управления (кису) в ОАО “Российские Космические Системы"

Подробнее

Внедрение в ОАО «НИИАС» системы электронного документооборота на базе платформы «1С: Предприятие» «1С: Документооборот КОРП»

Подробнее

Доработка бизнес-процесса хозрасчета

Подробнее

Комментарии (0)
Введите код с картинки:

Железняк Денис Александрович

Начальник отдела разработки, внедрения и сопровождения корпоративных информационных систем ОАО «НИИАС»

Карта сайта